Войти   |  Зарегистрироваться  |  Помощь  |  Карта каталога  
Товарная матрица— независимый Интернет-каталог рынка товаров массового спроса для потребителей и профессионалов
Пример: штрих код - 48005870000842 Расширенный поиск
Рататуй, приготовленный По-провански «BONDUELLE FUSION» (Бондюэль Фьюжн), 375 г
3083680659048
Лаваш Кавказский ТМ "Каждый день", 300 г
4690363016327
Сухарики со вкусом ветчины и сыра ТМ "Snack" (снэк), 50 г
4607093873557
Лимонад Дюшес ТМ "Каждый день", 0,5 л
4690363000456
Кофе натуральный ТМ "Barista" (Бариста) Mio (Мио), жареный молотый, 250г
4813785004042
Пюре из говядины с овощами гомогенизированное стерилизованное для детского питания ТМ «Непоседа», 100 г
4810821022220
СЕМГА ПОДКОПЧЕННАЯ ФИЛЕ-КУСОК ТМ «МЕРИДИАН», 200 г
4601132998331
Молоко сухое ТМ «Айдиго», 150 г
4607004511059
Поиск на портале GoodsMatrix

Проход по ссылкам навигации
О проекте
Каталог товаров
Тематические разделы товаров
ТОП популярных товаров
Толковый словарь потребителя
100 последних отзывов
Последние коммерческие объявления
Последние видео-ролики
Добавить товар
Добавить прайс-лист
Организации
Люди
Бренды
Сертификаты качества товаров
Недавно добавленные сертификаты
Недавно выданные сертификаты
Организации контроля качества
Экспертизы
Конкурсы
Новые товары на рынке
Статьи
Астрология питания
Контакты
Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигации

Вечные ценности: спрос на горячие напитки среди россиян остался стабильным

Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» №9 (11) 2009


Горячие напитки. Чай для российских потребителей остается наиболее популярным и любимым напитком. Хотя растворимый кофе и занимает почетное второе место, интерес к этому напитку со стороны российских потребителей также не ослабевает

Интересно то, что структура потребительских предпочтений россиян довольно сильно отличается от соседей – стран Центральной и Восточной Европы. «Ближе всего к нам польские потребители, которые тоже предпочитают чай всем остальным напиткам, хотя очень благосклонно относятся и к кофе, – отмечает заместитель руководителя отдела панели домашних хозяйств ГфК-Русь Елена Самодурова. – А вот потребители других стран, таких как Румыния, Болгария, Венгрия и Сербия явно отдают предпочтение зерновому и молотому кофе. Надо отметить, что не только чай, но и растворимый кофе занимает гораздо большее место в корзинке российских потребителей, чем у потребителей в других странах».

В 2008 году по сравнению с 2007 наблюдалось некоторое снижение объемов домашнего потребления чая и растворимого кофе, хотя молотый кофе демонстрировал рост.
Однако чай и кофе не являются однородными категориями, а состоят из различных сегментов, которые ведут себя совершенно по-разному.


Категории роста
Снижение объемов чая было связано в первую очередь со снижением основного сегмента развесного чая, в то время как пакетированный чай рос довольно значительными темпами. Развесной чай снижался в связи с тем, что уменьшалось количество покупателей и одновременно снижалось потребление, и происходило это в основном за счет черного чая, являющегося самым большим сегментом, в то время как для черного ароматизированного и зеленого весового чая снижения объемов не наблюдалось. Пакетированный чай, в свою очередь, рос за счет притока новых покупателей и одновременного увеличения потребления. Эта категория оказалась очень успешной на российском рынке, его с удовольствием покупают как для офисного, так и для домашнего потребления. Сейчас количество покупателей пакетированного чая даже превышает количество покупателей развесного чая. Однако это не единственный источник роста для пакетированного чая. Пакетированный чая выигрывает в конкурентной среде и забирает объем от развесного чая и в большой степени от растворимого кофе. Происходит перераспределение объемов в корзинке потребителей, покупатели покупают больше пакетированного чая за счет других напитков.


Лидеры рынка

Основными лидерами на рынке чая являются компании Орими Трейд с марками «Гринфилд», «Тесс», «Принцесса Нури», «Канди» и т.д; компания «Май» с марками «Майский» и «Лисма»; компания «Юнилевер» с марками «Липтон», «Брук Бонд» и «Беседа», а также компания «Ахмад».

На рынке растворимого кофе лидируют компании «Нестле», «Крафт Фудс» и «Чибо». Их совокупная доля на рынке превышает 50%. Что касается зернового и молотого кофе, то на здесь доминируют локальные игроки и лидером является Орими Трейд. Рынок кофейных смесей поделен между двумя основными игроками: компанией Future Enterprises с маркой Maccoffee и компанией Master Beverages с маркой Golden Eagle.

Растворимый кофе разделен на 3 основных сегмента: порошковый, гранулированный и кристаллический. За последние несколько лет сегмент кристаллического кофе, являющегося наиболее дорогим среди растворимого кофе, рос довольно серьезными темпами, в то время как доля гранулированного и порошкового кофе снижалась. Сегмент кристаллического кофе оказался очень успешным на российском рынке, выигрывая в конкурентной борьбе от других сегментов. В 2008 году этот сегмент «отъел» в равной степени долю от двух других: гранулированного и порошкового.


Каналы распространения

Что касается структуры распределения продаж по различным торговым каналам, то доля современных каналов торговли, таких как гипермаркеты, супермаркеты, магазины эконом-класса и Cash&Carry, постоянно растет в последние годы. Но и здесь есть свои отличия. Так, к примеру, для пакетированного чая важность современных каналов торговли выше, чем для развесного чая, а для зернового и молотого кофе она выше, чем для растворимого. В тоже время для кофейных смесей важность современных каналов торговли наоборот ниже. Их больше покупают в традиционных каналах, таких как небольшие магазины и открытые рынки.

«Несмотря на то, что кризис продолжает наступать, пока не наблюдается существенных изменений в поведении покупателей на рынках чая и кофе, – подводит итог Самодурова. – Чай и растворимый кофе продолжают оставаться популярными и любимыми напитками среди российских потребителей. Вероятно, если кризис затянется, могут произойти изменения в поведении потребителей, но скорее это повлияет на перераспределение сегментов в рамках чайной и кофейной категорий, на переключение покупателей с более дорогих на более дешевые сегменты. Однако чай и растворимый кофе, по всей вероятности, останутся лидерами в категории напитков.

Что касается наиболее привлекательных для ритейла региональных рынков, то, как полагают аналитики УК «Финам Менеджмент», большинство локальных рынков представляют интерес с точки зрения дальнейшего развития. Скорее всего, наиболее привлекательно выглядят города миллионники в силу более высокой покупательской способности населения.

По итогам первого полугодия, отмечают «Финаме», наблюдалось снижение продаж на уровне 3,5%, что было обусловлено снижением платежеспособного спроса в условиях резкого роста цен на данную продукцию (+22,5% в сопоставимых ценах за январь-август, что фактически является рекордом за последние несколько лет), вызванного девальвацией национальной валюты и дефицитом предложения на мировом рынке в результате неблагоприятных климатических условий. Стоит отметить, что производство чая в России за период январь-август сократилось намного более существенно – на 17,6%. Вполне вероятно, что это связано с тем, что производители не пополняли стоки.

В то же время, по словам гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, за последние шесть месяцев спрос на чай и кофе оставался стабильным. «Если говорить о тенденциях, то на рынке наблюдается сокращение интереса к премиальной продукции, на фоне увеличения спроса в эконом и среднеценовом сегменте, – говорит Чантурия. – Что касается, пакетированного чая, то здесь темпы роста не увеличиваются, хотя не отмечается также и снижение потребительского интереса к сегменту. В целом можно сказать, что кризис в какой-то мере оздоровил отрасль. Во-первых, он не был столь масштабен, как кризис 1998 года, что дало возможность извлечь определенные уроки, во-вторых, теперь компании стали более трезво смотреть на экономические реалии». Сейчас, говорит гендиректор «Росчайкофе», наиболее твердо стоят на ногах компании, чья продукция представлена во всех трех ценовых сегментах (эконом, среднеценовой и премиум). Поскольку падение спроса в премиальной категории они могут компенсировать за счет остальных. Аналогичные тенденции наблюдаются и на рынке кофе.


Капризы погоды

За первые восемь месяцев 2009 года производство черного чая в Кении – крупнейшем экспортере этого товара в мире – сократилось на 12%. По сообщению кенийского Чайного совета, виной тому послужила засуха. Как отметила глава организации Сесилия Кариуки, с января по август производство снизилось до 182 млн кг. По итогам года сокращение может составить 10%, прогнозируют эксперты Совета. «Согласно последним данным, производство упало до самых низких показателей за последние пять лет», – сказала Кариуки.

Цены на выращиваемый в Африке чай при этом достигли самых высоких значений в сентябре. По мнению местных аналитиков, в течение ближайшего года цены на чай в Кении и Индии могут взлететь еще на 15%. Объем торгов на площадках страны с марта по август сократился до 140,3 млн кг. Годом ранее этот показатель составлял 147,1 млн кг. В то же время средняя цена за кг с марта по август 2009 года составила $2,56, годом ранее – $2,42. «Это самые высокие показатели с 1984 года», – подчеркнула глава Чайного совета Ожидается, что доходы от экспорта чая вырастут в этой стране на 22%.

Со снижением производства чая может столкнуться еще один важный игрок на мировом рынке – Шри-Ланка. Причины все те же – капризы природы. В результате, по словам главы Чайного совета Шри-Ланки, государство может и не получить намеченного ранее урожая в 300 млн кг. В прошлом году было собрано 318 млн кг. Засухи в Африке и Азии, отмечают наблюдатели, вполне могут привести к сокращениям глобальных поставок на 10%.

Как прогнозирует Чантурия, цены на чай в России немного вырастут, но их увеличение будет разным, в зависимости от сегмента. "Компании будут максимально сдерживать цены в эконом сегменте и относительно повышать их в среднем и премиальном сегментах".


Андрей Николаев


Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» №9 (11) 2009
www.prod-prod.ru/
www.habeas.ru
К сожалению, пока нет отзывов об этой статье

Пожалуйста,  зарегистрируйтесь  и войдите в систему , чтобы оставлять сообщения


Мы в Twitter Мы в Facebook Мы в VK Мы в Instagram
© 2005-2018,Goods Matrix ®, ООО «Гудс Матрикс» Гос.патент на изобретение N2372656
Политика конфиденциальности, Правовая информация, Обратная связь, Рекламодателям