Войти   |  Зарегистрироваться  |  Помощь  |  Карта каталога  
Товарная матрица— независимый Интернет-каталог рынка товаров массового спроса для потребителей и профессионалов
Пример: штрих код - 48005870000842 Расширенный поиск
]]>
Шоколад молочный ТМ "Dove" (Дав), 90 г
4607065372712
Печенье "Овсяное  с черносливом", 3,5 кг
4810987050105
Кольца кальмара соленые ТМ «5 Океан», 40 г
4607117170129
Хлеб «Марусин», 800 г
4810987096066
Гель для душа "Whitewater" ТМ "Old Spice" (Олд Спайс), 250 мл
4084500979239
Гель для душа и пена для ванн 2 в 1 "Счастливые моменты" Лавандовый сон, ТМ "Faberlic" (Фаберлик), 250мл
4690302116019
Сыр «Калачеевский» 45% тм «Вкуснотеево» (флоупак), 310 г
4601751016218
Пирожок с вишней (40 шт по 90 г) ИП Сиверцева, 3,6 кг
4607026840625
]]>
Поиск на портале GoodsMatrix

Проход по ссылкам навигации
О проекте
Каталог товаров
Тематические разделы товаров
ТОП популярных товаров
Толковый словарь потребителя
100 последних отзывов
Последние коммерческие объявления
Последние видео-ролики
Добавить товар
Добавить прайс-лист
Организации
Люди
Бренды
Сертификаты качества товаров
Недавно добавленные сертификаты
Недавно выданные сертификаты
Организации контроля качества
Экспертизы
Конкурсы
Новые товары на рынке
Статьи
Астрология питания
Контакты
Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигации

Экологическое сельское хозяйство в России: перспективы развития.

В последние годы в России отмечается растущий интерес к ЭКО, ОРГАНИК и БИО продуктам. На полки наших магазинов, как правило, такие товары попадают из Европы. Перспективно ли выращивание такой продукции в России? Повлияет ли кризис на развитие этого сектора рынка? А также какова государственная политика в области органического сельского хозяйства в России на сегодняшний день? На эти и многие другие вопросы постарались ответить участники 2-ой Международной конференции «Перспективы развития и продвижения в России рынка экологически безопасного и здорового питания», которая прошла в Москве, на выставке «ПРОДЭКСПО-2009» в рамках Салона Здорового питания «BioOrganic» 9 февраля 2009 года.

Организаторами конференции выступили Санкт-Петербургский Экологический союз и компания «ФЭР ЭКС».


На конференции прозвучали мнения представителей органов государственной власти, зарубежных органов по сертификации БИО и ОРГАНИК продукции (Италия, Германия, Армения), а также участников российского и зарубежного рынка экологически безопасных продуктов питания.

Открыл конференцию Семен Михайлович Гордышевский, председатель правления Санкт-Петербургского Экологического союза: «Россия имеет огромный потенциал развития рынка экологически безопасного и здорового питания, потому что Россия – единственная страна на земном шаре, которая имеет порядка 40% не тронутых техногенной деятельностью территорий. Не секрет, что сейчас практически во всех сегментах рынка продовольствия Россия является, увы, крупным импортером. Кризис усугубляется еще и тем, что мы ввозим значительную часть продовольственного сырья, отсюда и наблюдаемый рост цен в магазинах. В этой связи наша конференция кажется особенно актуальной. Подъем сельского хозяйства, тем более базирующегося на производстве экологически безопасной, здоровой продукции, может стать мощным толчком в правильном направлении».

Что же такое рынок экопродукции в России сегодня и есть ли он у нас вообще? Заглянем в московские экосупермаркеты «Грюнвальд», «Глобус Гурме» или петербургский СуперБабилон, где есть отдельная секция с экопродукцией. Что же мы там увидим? Весь ассортимент Эко/Био/Органик товаров ввозится к нам из-за рубежа. Продукции отечественного производителя практически нет. В основном на прилавках лежат продукты с достаточно большим сроком хранения (такие как крупы, макароны, мед, кофе, соки и т.п.) и по очень высокой цене. Но ведь прежде всего потребителя интересуют мясная и молочная продукция, овощи, фрукты… Вот так и получается, что даже те, кто с удовольствием покупали бы экопродукцию, сталкиваются с отсутствием ассортимента и заходят в такие магазины редко. Так где же отечественные производители экологически безопасной продукции? Почему мы не можем найти ее в наших магазинах?

«В Европе рынок экологически безопасной продукции активно развивается», - отметила Анисимова И.В., директор Санкт-Петербургского Экологического союза. – «На Западе производителей такой продукции достаточно сильно поддерживает государство. Немаловажным фактором, послужившим для успешного развития данного направления, явилось полное отсутствие необоснованного декларирования экологических свойств продукции, благодаря жесткому контролю опять же со стороны государства. Производители продуктов питания моментально реагируют на покупательские предпочтения, выставляя на прилавки товары с надписями «Экологически чистый», «Эко», «Био», однако, к сожалению, ничего общего с настоящей, сертифицированной экопродукцией такие товары не имеют». Именно отсутствие государственного регулирования самодеклараций и поддержки в этой сфере тормозит развитие рынка экопродуктов в России. Весьма показательно, к примеру, то, что участникам конференции так и не удалось услышать запланированный доклад о государственной политике в области экологически безопасной продукции от представителей законодательной власти (Государственная Дума РФ, Московская областная дума). Это, по словам ведущего конференции, С. М. Гордышевского, к сожалению, может свидетельствовать об отсутствии такой политики.

Хотя, как отметил Межевикин Василий Алексеевич, начальник отдела пищевой промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, «проект доктрины продовольственной безопасности России ставит в качестве первоочередной задачу по экологизации пищевых продуктов, так как качество и безопасность пищевых продуктов определяет состояние здоровья населения и судьбу будущих поколений».

Василий Алексеевич также отметил, что «страны ЕС установили меры дополнительной поддержки предприятий, занимающихся производством такого рода сырья и продуктов, выражающиеся в государственных дотациях и субсидировании. Российское правительство уже готово в скором времени предпринять такие же действия и в России, т.к. наша страна имеет значительно более богатый потенциал в сравнении с Европой для получения экологически безопасного сырья». Посмотрим, насколько быстро эти намерения перейдут в реальные действия, пока же на практике мы сталкиваемся с отсутствием каких-либо реальных шагов.

Об опыте наших близких соседей в области развития рынка экопродукции рассказала Нунэ Дарбинян, директор ООО «Экоглоб» (Армения). Наша гостья говорила о том, что формирование новой области экопроизводства, мировоззрения, потребительского интереса – нелегкая задача. Орган по сертификации органик-продукции ООО «Экоглоб», работая с 2003 года на рынке Армении, на сегодняшний день просертифицировал более 50 компаний. В основном это фрукты, овощи, продуктов пчеловодства, дикоросы. Армянская продукция сертифицированная по стандарту Органик, вывозится в основном на рынки Евросоюза.

Другой иностранный докладчик, Мичела Коли, менеджер международных проектов итальянского органа по добровольной экологической сертификации ICEA, отметила, что, несмотря на проблемы, которые сегодня охватили глобальную экономику, мировой рынок органических продуктов продолжает неуклонно расти. Так, производство органических продуктов питания в одной только Германии должно в ближайшее время вырасти на 10%. Эта страна, наряду с Италией и рядом других, является одним из крупнейших производителей экопродуктов в мире. Самыми крупными рынками потребления таких продуктов являются США и Япония, где потребление органических продуктов увеличивается почти в геометрической прогрессии. Площади, занятые под производство органических сельскохозяйственных культур, в мире также продолжают расти. По данным на 2006 год, в мире под органические сельскохозяйственные культуры занято более 30,4 млн. га. 12,3 миллионов гектаров такой земли находится в Австралии – это страна с самой большой площадью земель, отведенных под органическое сельское хозяйство. Мичела также остановилась в своем выступлении на стандартах «Органик». Такие стандарты существуют для Европейского союза (EU Regulation 834/2007), США (USDA), Японии (JAS) и других стран, однако все они имеют общие принципы – отказ от использования химических удобрений, пестицидов, применение традиционным методов выращивания сельскохозяйственной продукции.

В российском законодательстве упоминание про «органические продукты» появилось лишь летом 2008 года, когда главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко издал постановление, касающееся санитарно-эпидемиологических требований к органическим продуктам (СанПиН 2.3.2.2354-08). Данные требования, по сути, являются переводом западных стандартов «Органик» на русский язык. Константин Исаакович Эллер, заведующий лабораторией аналитических методов исследования пищевых продуктов ГУ НИИ питания РАМН, прокомментировал это следующим образом: «Онищенко поставил нам задачу, чтобы мы сформулировали те подходы к развитию органического сельского хозяйства, которые есть во всем мире и при этом отражают нашу российскую реальность. Что касается меня, то я считаю, что бороться с техническим прогрессом – бессмысленное занятие. Да, конечно, сейчас особую популярность приобрели на рынке всего мира органик продукты, которые выращиваются без применения химии. Но! Совсем ее избегать в современном мире нецелесообразно».

Отдельно Константин Исаакович остановился на вопросе о сертификации продукции. Он считает, что для того, чтобы определить экологическую безопасность продукции, недостаточно проверить только непосредственно готовый продукт. «Основным подходом должен быть так называемый good manufacturing practice, то есть нормальная практика производства. Как бы ни контролировали безопасность и качество самой продукции, прежде всего необходимо смотреть производство. Какие на производстве применяются технологии, каким образом достигается урожайность и качество? Важен не столько полный отказ от использования химических удобрений, сколько рационализация их применения. На уровне государства подход органического земледелия является менее рациональным в сравнении с производством, которое направленно на снижение нагрузки на окружающую среду».

Об этом же говорила и Юлия Грачева, директор по развитию Санкт-Петербургского Экологического союза. По ее словам, «международные стандарты «Органик» ориентированы в основном на мелких и средних производителей сельскохозяйственной продукции. Крупным же производителям и переработчикам пищевой продукции, которые в основном осуществляют продовольственное обеспечение населения, достаточно сложно соответствовать данным стандартам. Тем не менее, стимулировать снижение производственной нагрузки на окружающую среду наиболее эффективно именно у таких предприятий, из-за их существенного воздействия на окружающую среду. Постоянное улучшение экологических аспектов, выявление «лидеров отрасли» – это цель экологической маркировки по стандарту ИСО 14024, такой вид сертификации основан на четких критериях и является самым оптимальных для крупных производственных комплексов. Именно охрана окружающей среды и стремление обеспечить население своей страны качественными, экологически безопасными продуктами, должны быть главной целью экологической сертификации». Юлия Грачева также рассказала об экологической маркировке «Листок жизни» - единственной российской системе добровольной экологической сертификации, основанной на международном стандарте ИСО 14024.

В качестве примера практической реализации вышеприведенного утверждения, Ольга Клепикова, заместитель директора по экономическим вопросам Санкт-Петербургского Экологического союза, рассказала о проекте «Экологически безопасная продукция фермерских хозяйств Ленинградской области». В проекте предполагается организация поставок предварительно сертифицированной продукции фермерских хозяйств в торговые сети. Таким образом, потребители, желающие покупать проверенную экопродукцию фермерских хозяйств, смогут найти ее в магазинах. Такая продукция будет отмечена экомаркировкой «Листок жизни».

Что же можно отметить в качестве итога, к чему пришли участники конференции? В России рынок экологически безопасной продукции еще только формируется. В числе основных причин такого отставания от Запада – отсутствие единообразного понимания понятия экологической безопасности продукции, размытость позиции государства, отсутствие мероприятий по повышению экологической культуры населения. Недостаточно осведомлены не только потребители, - многие производители не имеют точного представления о том, что считать экологическим продуктом, как правильно называть этот продукт и каким стандартам должна соответствовать экопродукция. Помимо этого появляется большое количество псевдоэкопродуктов, вызывая недоверие у потребителей.

Для развития рынка экологически безопасной продукции необходимо разработать единые российские стандарты, которые возможно гармонизировать с зарубежными, установить правовое ограничение самодеклараций производителей, которые своей маркировкой вводят покупателей в заблуждение (обеспечить все основания для обращения в суд в случаях незаконного самодекларирования свойств «экологичности» продукции\услуги), создать государственную систему признания органов по сертификации.

К сожалению, пока нет отзывов об этой статье

Пожалуйста,  зарегистрируйтесь  и войдите в систему , чтобы оставлять сообщения


Мы в Twitter Мы в Facebook Мы в VK Мы в Instagram
© 2005-2017,Goods Matrix ®, ООО «Гудс Матрикс» Гос.патент на изобретение N2372656
Политика конфиденциальности, Правовая информация, Обратная связь, Рекламодателям