Войти   |  Зарегистрироваться  |  Помощь  |  Карта каталога  
Товарная матрица— независимый Интернет-каталог рынка товаров массового спроса для потребителей и профессионалов
Пример: штрих код - 48005870000842 Расширенный поиск
Мыло Жидкое Яблоко ТМ "Каждый день", 5 л
4690363014514
КОПЧЁНЫЙ СЫР, ТМ "PRO ПИТАНИЕ" (ПРО ПИТАНИЕ), 80 г.
4607167571242
Перец чили Халапеньо в колбе ТМ «Айдиго», 28 г
4607004517839
Спирулина порошок ТМ «Айдиго», 85 г
4607004519550
Крем для рук и ногтей Укрепление и защита ТМ "Planeta Organica (Планета Органика)". 75 мл
4680007202056
Каша Овсяная быстрого приготовления Традиционная ТМ "Каждый день", 35 г
4607043104588
Сок яблочный из зеленых яблок восстановленный для детского питания тм "Мой", 0,2 л
4607163095797
НЕРКА ПОДКОПЧЕННАЯ ЛОМТИКИ ТМ «МЕРИДИАН», 120 г
4601132195150
Поиск на портале GoodsMatrix

Проход по ссылкам навигации
О проекте
Каталог товаров
Тематические разделы товаров
ТОП популярных товаров
Толковый словарь потребителя
100 последних отзывов
Последние коммерческие объявления
Последние видео-ролики
Добавить товар
Добавить прайс-лист
Организации
Люди
Бренды
Сертификаты качества товаров
Недавно добавленные сертификаты
Недавно выданные сертификаты
Организации контроля качества
Экспертизы
Конкурсы
Новые товары на рынке
Статьи
Астрология питания
Контакты
Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигации

Второй хлеб. Эксперты прогнозируют стабильное развитие макаронной отрасли



Анализ: Российский рынок макаронных изделий преодолел последствия мирового финансового кризиса. Об этом свидетельствует замещение импорта отечественной продукцией, в частности таких крупных производителей, как «Си Групп», «Макфа», «КХП имени Григоровича»

Материал был опубликован в журнале Продвижение Продовольствия. Prod&Prod 2010 №09

Макаронные изделия являются для большинства россиян вторым хлебом. Появившись у нас сравнительно недавно – чуть более 200 лет назад, макароны стали одним из любимых продуктов: в среднем российская семья потребляет 6 кг макаронных изделий в год. Это четвертое место в мире – первое, второе и третье места занимают Италия (26 кг), Венесуэла (12 кг) и Тунис (11,7 кг) соответственно.

История развития

Началом развития российского рынка макаронной продукции можно считать 1990-е гг. Именно в это время темпы его роста составили 25-30% в год, что было обусловлено сравнительно низкой стоимостью оборудования для цехов (всего лишь несколько тысяч долларов), быстрой окупаемостью затраченных средств и простой технологией производства. Рентабельность бизнеса в те годы составляла 70-80%. Дефолт 1998 г. еще более укрепил позиции отечественных компаний, и в 1999 г. их доля на российском рынке составила около 98%.
Однако быстрое развитие рынка и увеличение числа его участников в 2-3 раза спровоцировали кризис перепроизводства: объемы продукции значительно превысили спрос, составляющий 150 млн. долларов в год. Это обусловило уход мелких, неконкурентоспособных предприятий и лидерство крупных игроков. В течение трех лет с 2004 по 2007 гг. производство оставалось практически неизменным, а в 2007 г. упало, по данным Росстата, до 1,01 млн. тонн (2,2%).
В начале 2008 г. развитие рынка приостановилось, так как Казахстан, крупнейший в мире экспортер зерна, ввел тарифы на экспорт пшеницы. Пострадал, в основном, премиальный сегмент рынка, поскольку в Казахстане выращиваются твердые сорта пшеницы, из которых изготавливаются макароны класса «А». Тем не менее, эта ситуация изменилась с началом мирового финансового кризиса. Стремясь уменьшить стоимость продуктовой корзины, потребитель начал покупать макаронные изделия, которые являются недорогими продуктами, имеющими высокую энергетическую ценность.
В 2009 г. объем производства, а также продажи развесной макаронной продукции выросли на 10%. Наряду с этим снизились поставки импортной продукции премиум-класса. Данная тенденция заставила экспертов заговорить о вытеснении импорта, что подтвердилось в 2010 г.

Итоги первого квартала 2010 г.

Подводя итоги первого квартала 2010 г., специалисты по маркетинговым исследованиям пришли к выводу, что на данный момент рынок макаронной продукции фактически не увеличивается. Как и прогнозировалось, объем импорта снижается, в то же время наблюдается рост отечественного производства.
Производство продукции снизилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составило 253 тыс. тонн, из которых на долю изделий без начинки приходится около 95%.
Растет экспорт макаронной продукции. С января по март 2010 г. он увеличился на 6,8% по сравнению с первым кварталом 2009 г. Если за прошедший год объем экспорта составил 5,6% от общего выпуска изделий, то начало 2010 г. уже показало цифру 4,9%.
Главным партнером российского макаронного рынка является Казахстан. В 2009 г. в эту страну было экспортировано 15,7 тыс. тонн макаронных изделий отечественного производства. В первом квартале текущего года экспорт в Казахстан вырос на 8,5%. Также российскую макаронную продукцию покупают Украина (18%), Узбекистан (10%), Таджикистан и Монголия (по 9%). На долю других импортеров приходится 25% от общего объема экспорта.
Основным экспортером макаронной продукции по итогам 2009 г.
стала Москва (35%). Тем не менее, в первом квартале 2010 г. объемы экспорта из столицы сократились на 43%, также сократился экспорт и из Челябинской области (на 7%). Выросли продажи макаронных изделий за границу из Алтайского края и Бурятии (на 63% и 24% соответственно) по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Ведущими регионами-экспортерами макаронных изделий являются Челябинская область (30%), Бурятия и Московская область (по 6%), Алтайский край (5%), прочие – 18%.
Показатель импорта в соотношении с производством находится на отметке 5,1%. Наиболее желаемая российскими потребителями импортная продукция – макаронные изделия производства Италии (41%) и Вьетнама (21%). Среди зарубежных производителей первое место заняла вьетнамская компания Viet Hung Industrial Food Co Ltd, второе – известная итальянская фирма Colussi (16,3%). По итогам 2009 г. и первого квартала 2010 г. 80% импортной продукции поступило в три региона – Москву (50,7%), Приморский край (23,1%) и Московскую область (6%).

Тенденции рынка

На данный момент российский рынок макаронной продукции представлен рядом крупных игроков, имеющих на нем значительные доли. По данным исследовательской компании ID-Marketing, одной из ведущих российских компаний является ОАО «Макфа». Ее общие производственные мощности составляют 180 тыс. тонн, то есть 20% отечественного производства. ОАО «Макфа» входит в пятерку мировых лидеров.
Второе место занимает ОАО «КХП имени Григоровича», которое в 1998 г. объединилось с «СоюзПищепромом». В 2008 г. предприятие произвело 50,6 тыс. тонн макаронных изделий. Годовой объем продаж объединения составляет 280 тыс. тонн, что соответствует сумме в 2800 млн. рублей.
На третьем месте находится ГК «ИнфоЛинк» («Си Групп»), которая включает в себя три производственных объединения. Это ЗАО «Тульская макаронная фабрика», ОАО «Макаронно-кондитерское производство» и ООО «МакПром».
«Си Групп» появилась 20 октября 2009 г. в результате слияния лидера российского рынка макаронной продукции ГК «ИнфоЛинк» с итальянским производителем Colussi.
Российские эксперты макаронного рынка отмечают, что в последнее время объединение компаний в холдинги наблюдается все чаще, что говорит о зрелости рынка. Также наблюдаются тенденции автоматизации вторичной упаковки, автоматизации систем складской логистики и паллетирования, что должно снизить издержки на оплату рабочего труда. Кроме того, отмечается замена швейцарского оборудования на итальянское. Это обусловлено приоритетами производителей: если раньше ориентировались на марку упаковочного и производственного оборудования, то теперь смотрят на его окупаемость и рентабельность.

Особенности продвижения

Для продвижения макаронной продукции обычно используются традиционные методы рекламных коммуникаций – радио и телевидение. Кроме того, производители все чаще прибегают к торговому маркетингу и инструментам BTL. Довольно часто проводятся акции, когда при покупке двух видов товаров в подарок дают третий и проч.
В 2005 г. компания «БайСад» провела акцию, во время которой нужно было собрать 12 пачек из-под макарон с размещенными на них рецептами различных соусов – взамен потребитель получал целый сборник рецептов. Эффективность кампании оказалась потрясающей даже без отдельной рекламы самой акции.
Еще одним традиционным шагом в рекламных коммуникациях является акцентирование внимания потребителя на вкусовых качествах продукции, а не на ее высоком качестве. Таким образом поступила компания «Белстар-Агро», рекламируя свою торговую марку «Добрый злак».
Довольно оригинальной и результативной оказалась идея компании «Макфа», которая первой объяснила потребителям разницу между макаронами класса «А» и «В»: «Настоящие макароны не полнят».
Кроме этого, в рекламных коммуникациях может акцентироваться оригинальный дизайн упаковки (ТМ Granmulino), география продаж и грамотный выбор каналов коммуникаций (ТМ «Шебекинские»), соотношение цены и качества (ТМ «От Мельника»), высокое качество продукта (ТМ Ameria, ЗАО «1-ая Макаронная Компания», ТМ «Знатные») и проч. К нестандартным методам рекламных коммуникаций относятся провокационный (партизанский) маркетинг и вирусный маркетинг. Так, «Макфа» запустила в Интернет вирусный ролик про «Макарошку» – смешного промоутера, который фактически сразу после выхода сумел привлечь внимание 43 тыс. пользователей на YouTube.
Очень эффективными рекламными ходами являются спонсорство популярных сериалов, фильмов, различных фестивалей, а также организация лотерей. На данный момент ОАО «Макфа» проводит лотерею среди потребителей с главным призом в сто тысяч рублей. Цель акции – стимулировать покупательский спрос, так как, по прогнозам аналитиков, в скором времени на рынке останутся самые крупные и конкурентоспособные игроки.

Прогнозы экспертов

Многие специалисты считают, что в 2010-2014 гг. рынок будет расти и развиваться, хотя и довольно медленными темпами (3-4% в год). Объем потребляемой макаронной продукции достигнет отметки 1 млн. тонн. В условиях экономической стабильности увеличится потребление макарон класса «А» – более дорогих и качественных, изготовляемых из твердых сортов пшеницы. Пока же наиболее популярными остаются среднеценовой и нижнеценовой сегменты, доступные отечественному потребителю.
Итак, рынок макаронной продукции развивается стабильно, и следующие два года значительных изменений не принесут.

Елена Крищук

Материал был опубликован в журнале Продвижение Продовольствия. Prod&Prod 2010 №09

www.prod-prod.ru
www.habeas.ru
К сожалению, пока нет отзывов об этой статье

Пожалуйста,  зарегистрируйтесь  и войдите в систему , чтобы оставлять сообщения


Мы в Twitter Мы в Facebook Мы в VK Мы в Instagram
© 2005-2018,Goods Matrix ®, ООО «Гудс Матрикс» Гос.патент на изобретение N2372656
Политика конфиденциальности, Правовая информация, Обратная связь, Рекламодателям